Готовые работы »  Курсовые работы »  административное право (4)

курсовая История исполнительного производства в России

Предмет: административное право
 
21-01-2016, 15:33
Содержание работы:
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия 

Министерства Юстиции Российской Федерации»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

 

_____________________________________________

 (наименование направления подготовки (специальности))

_____________________________________________

 (наименование отделения)

_____________________________________________

 (наименование кафедры)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

" История исполнительного производства в России"

 

 

 

 

Выполнил студент(ка)

___________ учебной группы ___ курса

 

Вильмон А. М.

(фамилия, имя, отчество студента)

 

Научный руководитель

__________________________________

(должность, ученая степень, ученое звание)

 

__________________________________

(фамилия, имя, отчество преподавателя)

 

Дата защиты_______________________

 

Оценка ___________________________

 

__________________________________

(подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

 

Ижевск

2013 г.

 

 

Содержание

 

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ ДО СОБОРНОГО УЛОЖЕНИЯ 1649 Г. 5

1.1. Исполнительное производство в Древней Руси. 5

1.2. Исполнительное производство по Судебникам 1496 и 1550 гг. 17

ГЛАВА 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 1864 г.- XX вв. 24

2.1. Содержание и проблемы реализации правового статуса сторон исполнительного производства в дореволюционной России (1864 – 1917гг.) 24

2.2.Развитие исполнительного производства с 1918 г.  по настоящее время. 30

Заключение. 34

Список использованной литературы.. 38

Нормативно - правовые акты.. 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня одной из основных проблем правоприменения в Российской Федерации становится реальное выполнение актов юрисдикционных органов. По статистическим данным, на 2008 г. фактическим исполнением были окончены всего 55% исполнительных производств, находящихся на исполнении в Федеральной службе судебных приставов РФ. То есть интересы значительного числа российских граждан и организаций так и остались незащищенными. Это является прямым нарушением предписаний ст. ст. 2, 45, 46 Конституции РФ и ведет к еще большему недоверию россиян к органам государственной власти. Проблемы исполнительного производства имеют социально-экономический, правовой и даже культурный характер, однако немаловажную роль в их усугублении играет сложившаяся в России модель организации принудительного исполнения.

Возникновение и становление института судебных приставов и эволюции исполнительного производства в России происходило до конца XV в. Реформирование же самого исполнительного процесса, проводимое в России, как правило, начиналось с идей необходимости коренной перестройки всей системы принудительного исполнения, но в своем итоге изменяло лишь степень контроля суда за действиями органов исполнения - от непосредственного подчинения исполнительных служб суду до возможности обращения в судебную инстанцию лишь в специально определенных случаях конфликтных ситуаций в сфере исполнения. Думается, это во многом было связано с той присущей российскому менталитету особенностью, в силу которой у граждан сформировалось весьма своеобразное отношение к реформированию любых областей социальной жизни: с одной стороны, желание власти в начале реформаторского процесса перестроить все быстро и коренным образом и, с другой стороны, неприятие населением, боязнь перемен вообще.

Исполнительное производство является важным и в то же время достаточно слабым звеном механизма защиты гражданских прав. В настоящее время является актуальным вопрос истории исполнительного производства в России.

Целью курсовой работы является анализ истории исполнительного производства в России.

Однако стоит отметить, что в научной литературе обозначенные выше вопросы не нашли должной разработки и внимания. Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных историков и правоведов таких как: Михайлов, Самохвалов С.В,  Ключевский В.О. и других.

Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регулирующие становление исполнительного производства в России.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при становлении исполнительного производства в России.

Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, монографический.

Основными задачами, которые ставит перед собой автор, являются:

  1. Определение периодизации развития исполнительного производства в России;
  2.  Проанализировать развитие исполнительного производства в России;
  3. Выявить тенденции развития исполнительного производства в России.

Работа содержит две тематические главы, объединяющие круг однородных вопросов, каждый из которых раскрывается в соответствующем параграфе.

 

 

 

Заключение

 

Институт принудительного исполнения в нашей стране имеет многовековую историю. Меняясь с течением времени, он тем не менее до настоящего времени сохранил в себе ряд черт, заложенных в процедуру принудительного исполнения решений суда еще в древнейшие времена. Поэтому обращение к российскому историческому опыту развития органов принудительного исполнения могло бы помочь в решении современных задач исполнительного производства. Работу исследователей в данном направлении в значительной степени поможет облегчить решение проблемы периодизации истории органов принудительного исполнения. Данный вопрос не раз рассматривался в трудах исследователей истории Российского государства и права, гражданского процессуального и административного права. Однако единой позиции по этой проблеме так и не выработано. Отсутствуют четкие хронологические рамки возникновения данного института. Нет единых критериев, на основании которых выделяются те или иные этапы в развитии органов принудительного исполнения.

Целый ряд ученых справедливо отмечает тесную связь организации исполнительного производства с возникновением и развитием судебной системы. Однако такая связь не всегда была организационной. В отдельные периоды, например с начала XVIII в. до 1864 г., она носила лишь функциональный характер, ведь органы принудительного исполнения в то время были отделены от суда, и эта компетенция сосредоточивалась в руках полиции. Судебные же реформы, проводившиеся в той или иной мере при каждом новом монархе, практически никак не отражались на организации исполнительного производства. В рамках исполнительной власти принудительное исполнение организовано и в современной России. Поэтому вряд ли будет правомерным полностью привязывать периодизацию истории органов принудительного исполнения к развитию отечественной судебной системы.

Таким образом, основным критерием периодизации истории органов принудительного исполнения в России может стать их место в механизме государства. Следует также отметить, что изменения в системе принудительного исполнения во многом зависели от конкретных исторических, социально-экономических и политических факторов, требовавших смены либо модернизации той или иной модели органов принудительного исполнения.

Первое упоминание об органах принудительного исполнения, как уже отмечалось, содержится в Русской Правде, датирующейся примерно X в. Это и станет отправной точкой периодизации истории данных органов. В XIII в. круг таких органов расширяется, появляется институт приставов. По Новгородской и Псковской судным грамотам, пристав являлся должностным лицом, выполнявшим различные поручения суда и оказывавшим помощь истцу в исполнении судебного решения, если последний сам был не в состоянии его выполнить. Более поздние памятники права - Судебники XV - XVI вв. и Соборное уложение 1649 г. упоминали также "недельщиков", "ездоков", "подвойских", которые также занимались выполнением судебных решений. Характерной чертой организации принудительного исполнения в рассматриваемый период было то, что все указанные органы действовали в рамках судебной администрации, то есть изначально в России складывается судебная модель организации принудительного исполнения.

В результате судебных реформ, проведенных в начале XVIII в. Петром I, должности приставов были упразднены. Их полномочия перераспределили между административными и судебными органами. Дальнейшее же развитие российской юстиции привело к тому, что функции по принудительному исполнению сосредоточиваются в руках полиции. Еще в 1775 г. Учреждение для управления губерний относило исполнительное производство к ведению губернских правлений, которые, в свою очередь, передавали реальное исполнение в уездные и городские полицейские управления. Принудительное исполнение осуществлялось общей полицией (квартальными и становыми приставами), во главе которой стояли коллегиальные полицейские места (например, управы благочиния), городские полицейские управления. Таким образом, в России складывается административная модель принудительного исполнения, просуществовавшая вплоть до 1864 г.

Судебной реформой 1864 г. был возрожден институт приставов при суде. Однако они, как уже упоминалось, были не единственными субъектами, осуществлявшими принудительное исполнение. Например, взыскание по ценным бумагам в соответствии со ст. 1074 УГС осуществлял гофмаклер. Исполнением по гражданским искам, удовлетворенным в рамках уголовного дела, и взиманием штрафов занималась полиция. То есть, помимо судебных органов - приставов, принудительное исполнение актов правосудия осуществляли и административные структуры. Сложившуюся в этот период модель организации исполнительного производства можно отнести к смешанной.

В советский период за основу организации принудительного исполнения была взята модель, предложенная УСУ. При губернских, народных судах для приведения в исполнение судебных решений и определений учреждались должности судебных исполнителей. Их организационно-правовой статус регламентировался в основном законодательством о судоустройстве, а также гражданско-процессуальным законодательством.

Основным процессуальным изменением статуса судебного исполнителя в отличие от пристава была его полная зависимость от суда при осуществлении исполнительного производства.

В 1997 г. с принятием Законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" началось активное реформирование данного вида государственной деятельности. Согласно Концепции реформы суды избавлялись от несвойственной им функции - исполнения собственных решений.

Итак, исходя из предложенного выше критерия, историю развития российских органов принудительного исполнения можно разделить на пять этапов: XI - XVII вв. (судебная модель организации принудительного исполнения), XVIII - середина XIX в. (господствует административная модель), 1864 - 1917 гг. (смешанная - судебно-административная модель), 1917 - 1997 гг. (судебная модель), 1997 г. - современность (административная модель). При этом следует отметить, что, во-первых, принудительное исполнение в России осуществлялось только государственными органами, что ставит под сомнение необходимость введения в нашей стране института частных исполнителей. Во-вторых, на протяжении истории в России преобладала судебная модель организации исполнительного производства, которая могла сочетаться с административной моделью. Поэтому возрождение института приставов при суде, с одновременным сохранением ныне действующей ФССП и перераспределением между ними полномочий, будет опираться на уже действовавшую ранее историко-правовую традицию. Смешанная (судебно-административная) организация принудительного исполнения в Российской Федерации поможет решить целый ряд вопросов. Судебные приставы при суде возьмут на себя значительное количество исполнительных производств, и тем самым снизится нагрузка на действующих судебных приставов-исполнителей. Разграничение компетенции между двумя видами приставов приведет к усилению специализации в сфере принудительного исполнения и, соответственно, к увеличению его эффективности. Возрождение института приставов при суде и их частичное самофинансирование позволят избежать бесконечного расширения штата ФССП и постоянного увеличения государственных расходов на ее содержание.

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно - правовые акты

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [с поправками от 30.12.2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - N 4. – Ст. 445.
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон от 14 ноября 2002 г. (ред. 03.05.2013.)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №46.– Ст. 4532.
  3. Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ, от 2 октября 2007 года/ СПС «КонсультантПлюс».
  4. Федеральный Закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997 № 30 ст. 3591(ред. 27.07.2010)

 

 


Количество страниц: 40
Стоимость: 1000 руб.
Винни-Пух